Служебный дух Светлой Нави – Хозяин леса и диких зверей, Царь лесной, Лешак. В своём лесу наделён большой сказочной силой, с которой считаются все. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается древним стариком или здоровенным мужиком без шапки.
Его иногда описывают и рисуют одетым в звериную шкуру, иногда – с рогами и копытами.
Так думают потому, что он легко может принимать облик самого крупного животного в лесу (медведя, оленя, кабана и прочих), но может вселяться и в малых зверей, в травы и деревья, даже в пни старые и коряги. Иногда его называют Душой леса, так как он чувствует и объединяет в единое сообщество всех лесных обитателей: все растения, всех зверей и птиц, духов лесных и болотных. Все лесные обитатели повинуются и служат ему. С Бабой Ягой он дружит, помогает ей в её служении, ходит к ней в гости.
Особенно любит Леший жить в больших еловых лесах. Любит лесную тишину, но может и побаловать: покричать в лесу на разные голоса, заухать филином, чтобы попугать народ, - а когда шутка удаётся, то хохочет и хлопает в ладоши. Может и тумана напустить, и в чащу завести. Но Леший больше проказит и шутит, чем вредит людям. Если кто-то из людей заблудится в лесу, то думает, что это Леший завёл, и чтобы выйти из леса нужно вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы он не узнал и отпустил, иногда нужно просто хорошо попросить его об этом.
Не любит тех, кто шумит и не умеет вести себя в лесу, собирает его дары без разрешения. Наказывает за употребление в лесу сквернословий и проклятий. Плохо приходится и тому, кто безпокоит его по пустякам. Нельзя кому-то, рассердившись, говорить: «Забери тебя, леший!». А то и правда забрать может – и детей, и взрослых, и скотину. Если уж такая беда случится (пропал кто-то), надо обязательно сказать: «Леший, Леший! Какого взял, такого и верни!», – а то может в шутку подменить пропажу своим «лесным детищем».
Приходя в лес, каждый должен с ним поздороваться и попросить разрешение на ночёвку или сбор лесных даров; нужно оставить под деревьями или на пеньке угощение для Лесного хозяина и лесных обитателей. Доброго и умелого путника он ещё и одарит, покажет красоты и чудеса лесные. Может помочь или ответить на вопросы. Любит поговорить со знающим человеком; любит загадывать загадки.
Тем, кто хочет увидеть его, надо знать присказку: «Дедушка Леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков я», - чтобы он явился в человеческом обличье, и с ним можно было поговорить. Чаще всего можно увидеть Лешего в Купальские дни – тогда он ходит по лесу рядом с людьми, смотрит на их игры и забавы. В людские поселения заходит редко, уважительно относясь к их служебным духам – Домовым, Дворовым и Банникам. Дружит со спокойными соседями – Полевиками и Межевиками, с полевыми духами. А вот с Водяным и дружит, и часто ссорится – такие уж у них разные характеры. Но если случается большая беда – пожар, мор, война – они всегда помогают друг другу и совместно оказывают помощь лесным обитателям.
В стародавние времена деревенские пастухи даже заключали с Лешим договор: чтобы скотина в болото не забредала, чтобы её зверьё лесное не трогало, чтобы коров не сдаивало и другое – записывали на бересте или на доске свои взаимные обязательства. После чего уносили «берестяную грамоту» и угощение Лесному хозяину в лес на заветное место. Если случалась беда в лесу, то люди обращались к нему за помощью на опушке леса или посреди большой поляны; иногда писали в этом случае «Прошение (жалобу) к Лесному царю» (про это записано в старых книгах) и оставляли его на большом пне или в дупле дерева. За помощь люди всегда щедро благодарили Лешего, так как понимали, что жить в мире и дружбе с лесными обитателями всем лучше.
«На мху и хвое Леший дремлет,
Главу рукой, урча, объемлет».
(«Вила и Леший» В.В. Хлебников)
«Ванька спал не спал – наяву грезил. Да вдруг, чу! Кто-то в горохах шевелится. Привстал Ванька, видит: мужик не мужик, старик не старик сидит и сладко чмокает.
Подкрался Ванька, петлю ременную кинул, да и связал вора по рукам и ногам. Глядит Ванька: башка у вора рогатая, морда весёлая, глаза озорные, борода и усы травяные, брови моховые. А из рук и ног ветки с листьями растут.
«А впрямь Леший! – думает Ванька.- Нечаянно отец правду сказал».
(«Ванька» В.И. Воробьёв)
«Идёт Моря, попрыгивает с ноги на ногу и видит – стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зелёных глаза…
«Помоги мне, девочка, - кряхтит дуб, - никак не могу нынче в Лешего обратиться, опояшь меня пояском».
(«Кикимора» А.К. Толстой)
«Осталась девка одна; натолкла проса, наварила каши много, а есть некому. Пришла ночь длинная, спать – бока пролежишь, глядеть – глаза проглядишь, слова молвить не с кем, и скучно, и страшно! Стала она на порог, отворила дверь в лес и зовёт: «Кто в лесе, кто в тёмном – приди ко мне гостевать!».
Леший откликнулся, скинулся молодцом, новгородским купцом, прибежал и подарочек принёс. Нынче придёт – покалякает, завтра при¬дёт – гостинец принесёт; увадился, наносил столько, что девать не¬куда!».
(«Старуха-говоруха», русская народная сказка)
«Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы. Свободно укрываясь под любым ягодным листочком».
(«Энциклопедия русских преданий»)
«К Лешему обращались за помощью, когда пропадал скот. Для этого ночью относили на перекрёсток горшок каши и кусок хлеба, если на утро горшок исчезал, то считалось, что Леший вернёт коров (или другую заблудившуюся животину)».
(«Приметы на каждый день»)
«Раз идёт охотник по лесу, смотрит, а перед ним на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет; подковырнёт лапоть да на месяц и погрозит: «Свети, свети, ясен месяц!». Дивно стало охотнику; отчего так, думает, собою мужик – ещё молодец, а волосы как лунь сед? Только подумал это, а он словно мысль его угадал: «Оттого, - говорит, - я сед, что я чёртов дед!». Тут охотник и смекнул, что перед ним – Леший».
(«Сказочная азбука»)
«Что ж, бабушка, за вещь такая? Лешие у вас тут, что ли расплодились?».
«А ты говори, да оглядывайся. И впрямь, дружок, лешие…. Не иначе, как с прифронтовой полосы на нас накатило. Волостной писарь сказывал, будто германцы газ по ветру пущают. Рыба в реке пухнет, лист вянет, людей с ума сводит. Стало быть, и нежить лесная – тоже и ей дышать надо – смраду этого не стерпела, вся начисто к нам и подалась. Вот и поди в лес теперь по малинку!...
Чай, им в лесу, оголтелым, скучно, озоруют и здесь. То коноплю кой-где серый дух, тьфу-тьфу, узлом завяжет, то поросёночка над избой в трубу сунет… А намедни у учительши курица петухом запел, срам-то какой. В стародавние времена Леший кой-когда в лесу с девушки платок стащит, а таких подлостей они не производили. Видно, и Лешие нынче – откуль их нанесло – тоже осатанели. Чистые фулиганы!..».
(«Солдатские сказки» С. Чёрный)
«…Жила старуха на веках, Савиха. Пошла она за ягодами и заблудилась. Пришёл мужик: «Бабка, что плачешь?».
«А заблудилась, дитятко, дом не знаю с которой стороны».
«Пойдём, я выведу на дорогу».
Старуха и пошла. Шла, шла: «Что это лес-от большой стал? Ты не дальше ли меня ведёшь?».
Вывел на чисто место, дом стоит большой; старуха говорит: «Дедушка, куда ты меня увёл? Это дом-то незнакомый?».
«Пойдём, бабка, отдохнём. Дак я тебя домой сведу». Завёл в избу, зыбка виснет. «На, жонка, я тебе няньку привёл».
Жонка у Лешего была русска, тоже уведёна, утащена. Старуха и стала жить и обжилась; три года прожила и стоснулась (затосковала). Жонказажалела: «Ты так не уйдёшь от нас, а не ешь нашего хлеба, скажи, что не могу есть».
Старуха и не стала; сутки и другие, и третьи не ест. Жонка мужа и заругала: «Каку ты эку няньку привёл, не ест и водиться не умеет, отнеси её домой».
Леший взял на плечи старуху, посадил да и потащил. Притащил ко старухину двору, бросил… Вот она и рассказывала, что у Лешего жить хорошо, всего наносит, да только скучно; один дом – невесело!».
(«В няньках у Лешего», русская народная сказка)
«Жаль, что такая красавица, и не человек, - сказал Егор. – Кто ты на самом деле? Имя-то у тебя есть?».
«Зови, как хочешь, - улыбнулась девочка. – Мне всё равно».
«Хорошо, я назову тебя Машей. У людей в сказках живут такие Машеньки, в лесу с медведями».
Он попытался вспомнить, что читал или слышал об этом племени Леших, полусказочном, обросшем легендами и небывальщиной, но вспоминалось мало, только запал в памяти древний заговор: «Дядя Леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, не елью жаровою – покажись таковым, каков я». Вот они и показывались Егору людьми и даже в таком виде, в каком он ожидал их увидеть: сиволапый Дед-лешак, любимица русских сказок Машенька, добрый молодец в колпаке набекрень».
(«Башня птиц» О.С. Корабельников)
«В час урочный полнолунья,
С тёмным лесом наравне, –
Говорит молва-вещунья, –
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдёт ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит: «Леший
Загулял не пред добром»!
(«Леший» Л.А. Якубович)
«Берегись меня, прохожий!
Смеху тихому не верь.
Неуёмный, непригожий
Сын я Солнца – бог и зверь!»
(«Лешак» А.Н. Толстой)
Комментариев нет:
Отправить комментарий