В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.

Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.

Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.

Масленичная кукла «Кострома»

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы — соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века «яриловками», а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.

Из книги: «Русские обряды и традиции. Народная кукла», авт. Котова Ирина, Котова Арина:

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра». Чаще всего её выставляли в окно, которое выходило на ворота, либо при входе в жилище, чтобы идущий в дом мог её увидеть. Она была первой, кто «Встречал» гостя и забирал на себя негативные мысли, взгляды, помыслы. Через год куклу сжигали и выставляли другую. Огонь в народе всегда считался очистительной силой. Кукла делается на берёзовых ветках из лыка.

Основу куклы Костромы делают из свежих березовых прутьев в палец толщиной. К основе разноцветными нитями крепят длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель. Наряжают Кострому лоскутами разноцветной ткани. В основе куклы — магический крест. Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы.

Отступив на четверть от конца основы, короткий прут серединой накладывают взаимно перпендикулярно на основу. Крестовину прочно скрепляют нитью, наложенной крест-накрест.

Поперечину крестовины плотно обкладывают длинными прядями размочаленной коры и закрепляют на концах прута нитью, отступив от края по 0,5 см (рис. 36, б). Оставшиеся концы лыка аккуратно обрывают.

Длинные пряди коры, наложенные на основу креста равномерным слоем, скрепляют нитью. В верхней части тонкую полосу коры накладывают петлей, а затем закрепляют узлом (рис. 37, а). Для этого длинным концом лыка от основания петли накладывают 7-9 плотных витков, а оставшийся кончик пропускают в петлю. Потянув за короткий кончик, петлю протягивают под наложенными витками коры (рис. 37, б). Оставшиеся кончики лыка с обеих сторон намотанной нити аккуратно отрывают. На крестовине лыко закрепляют яркой цветной нитью крест-накрест.

Верхнюю часть крестовины, перетянутую полоской коры, обкладывают комком кудели или спутанных обрывков нитей. Кудель обтягивают лоскутом белой ткани, который закрепляют несколькими витками нити.

Прямоугольный лоскут пестрой ситцевой ткани 2-3 раза обматывают под поперечиной крестовины и закрепляют нитью.

Другой небольшой прямоугольный лоскут цветной яркой ткани крепят перевитым из цветных нитей шнуром. Этим лоскутом обозначают передник на лицевой стороне Костромы.

Шесть длинных полос размочаленной коры складывают друг с другом. Определив середину, сложенный пучок плотно накладывают в верхней части куклы на ткань, обтягивающую кудель, и с тыльной стороны куклы сплетают в косу (рис. 39, а). На закрепленное лыко двумя-тремя витками накладывают полосу красной ткани, которая крепится узлом с тыльной стороны.

Квадратный лоскут цветной пестрой ткани, сложенный вдвое, повязывают платком на голову куклы и закрепляют крест-накрест под крестовиной узлом с тыльной стороны (рис. 39, б).

Занятие-беседа:

Знакомство с куклой «Кострома» (Подготовительная группа)

Русские куклы - народные, традиционные, обрядовые

 Программные задачи: На основе куколки продолжать знакомить детей с традициями и обрядами Масленичных гуляний. Рассказать детям из чего изготовлялась кукла Кострома и как использовалась на празднике (сжигание на костре как очищение от злых сил природы).

Кострома Русские куклы - народные, традиционные, обрядовые

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о русском народном празднике «Масленица». Рассматривание иллюстраций о празднике. Разучивание хоровода «Встреча Масленицы».

Материал: Кукла Кострома. Иллюстрации о празднике Масленица.

Словарная работа: ряженые, пеньковая кудель, оберег.

Ход занятия: (На доске вывешены иллюстрации о русском народном празднике Масленица.)

Воспитатель: Ребята, какой русский народный праздник празднуется ранней весной? (Масленица.)

масленица соломаткин

Л. Соломаткин Масленица

Ну конечно, Масленица – самый любимый народный праздник и празднуют его не один день, а целую неделю. И у каждого дня на праздничной неделе свое название и свои обычаи. Вот такой этот праздник! Да и готовятся к Масленице очень основательно: пекут блины, строят снежные горки, дарят друг другу подарки. (Рассматривание иллюстраций о празднике.)

масленица штыров

Е. Штыров Масленица

Мороз еще кусает, сдаваться зима не хочет. Холод стужу напускает, да все ж «как зима не мети метелями – все весной повеет».

масленица виноградова

А. Виноградова Масленица

Этот праздник в древности символизировал обновление природы. Победу солнца над зимним холодом и мраком. И не даром на Масленицу пекли горячие блины. А знаете почему? (Высказывания детей.)

Сергей Владимирович Уткин (Россия, 1957) «Блины».

Да потому что блины похожи на солнышко!

На Масленичной неделе принято было ходить друг к другу в гости, поздравлять с праздником, угощаться блинами и всякими вкусностями. Для веселья и потехи люди «рядились» в разные маски, чтобы их не узнали, таков был обычай. Отсюда и название «ряженые».

И вот представьте, когда в дом приходили ряженые, хозяева относились к посещению с опаской, ведь когда человек под маской, он закрыт и непонятен. Приход ряженых считался опасным соприкосновением с неведомыми злыми силами, и люди, чтобы защитить свою семью, к Масленице делали вот такую куколку-оберег. Называется эта куколка Кострома.

Эта кукла должна была отвлечь на себя влияние злых сил, уберечь при посещении дома ряжеными.

А знаете, почему кукла Кострома считалась оберегом? Да потому, что в основе куклы крест. А крест всегда может отогнать нечистую силу, защитить добрых людей.

(Рассматривание куклы.)

Для этого куклу выставляли на видное место в окно перед приходом ряженых.

Основу куклы Костромы делали из свежих березовых прутьев в палец толщиной в виде креста. К основе разноцветными нитями крепили длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель. Наряжали куклу Кострому лоскутами разноцветной ткани, повязывали голову платком, плели косу.

В конце праздника куклы сжигали в костре. Этот обряд считался очищением от всех злых сил.

Вопросы:

  1. К какому русскому народному празднику изготовляли эту куклу?

  2. Как она называется?

  3. От чего оберегала Кострома?

  4. Как использовали куклу?

  5. Что лежит в основе куклы?

  6. Из чего делали куклу?

  7. Как мы можем использовать куклу?

(Дети вместе с воспитателем находят место в группе для куклы.)

Воспитатель: А сейчас давайте споем хоровод «Встреча Масленицы».

Игра: «Идет Матушка-весна»

Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый Март пришел, всех детей провел
А за ним — и Апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Идет Матушка-весна по полям-лесам одна
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!