Обережная кукла Морена — Богиня Зимы

 В светлых горницах девицы красные,
да матушки ихние, сидят, рукодельничают
— и прядут да вяжут, и плетут да вышивают.
Да не просто рукодельничают,
а куклы обережные мастерят.
Льется песня по светлой горенке,
льется, и с жаром сосновым из печки свивается.
На дворе холода, а они песни весенние удумали!
А как же – скоро уж Весна-красна придет,
а там и лето — пора прибыльная,
да только уж сейчас думать надо,
как прибыток-то сохранить.
Вот и делают девицы куклы Обережные.

Из древности пришел к нам процесс изготовления кукол-оберегов. С любовью, бережно из поколения в поколение передавали его друг другу наши предки. Мастерством прекрасно владели не только женщины, но и мужчины. Порядок изготовления оберегов соблюдался строго, в определенных временных рамках, со своими правилами и носил сакральный характер. В современной жизни мы все реже стали обращаться к подобным способам защиты, перестали делать обереги своими руками. Забыли, что кукла-оберег, сделанная своими руками неповторима. В ней — та сила, и тот смысл, которые в нее вкладывает автор. К счастью, последнее время интерес к изготовлению оберегов заслуженно возрос. Рукодельницы стали умело возрождать древнее ремесло.

Создание оберега  — это всегда кропотливый путь, требующий особого подхода и сохранения чистоты помыслов. Каждая из кукол-оберегов наполнялась своим смыслом, имела своё предназначение: одна сжигалась как символ очищения,  другая, наоборот, ставилась на видное место в доме, чтобы привлечь в дом достаток, здоровье, счастье и благополучие. Делались куколки в качестве подарков или защитных символов по случаю семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка. А также к новому урожаю, уходу зимы или другим жизненно важным этапам года. Вся жизнь строилась на циклах природы. Делались обереги из различных материалов, в том числе, из соломы, глины, лоскутков ткани, кусочков тесьмы, ниток и даже из золы.


Мы продолжаем серию мастер-классов, посвященных  изготовлению кукол-оберегов. И знакомимся сегодня с общеславянской богиней Мореной — воплощением мора и зимы ( Мара-Морена, Марана). Ее образ  связан с ритуалами вызывания дождя и сезонными обрядами умирания и воскресания природы. «Едет Мара-Морена — Владычица Зимняя на быстрых Конях в Ледяных Санях. Едет — мчится по полям пустым да по елям густым, по белой Земле да по зеленой хвое. И искрятся снежинки на пути ее, словно звезды в Вещей Нощи…» В жертву Морена принимала засыпающие в зиму цветы, деревья, листья, травы — все, что засыпало до прихода живительной весны! Для ритуалов проводов зимы и встречи весны часто делались большие обрядовые куклы, которое топили, сжигали в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить хороший урожай. У этой богини можно было попросить, чтоб она уничтожила все плохое и худое, что накопилось за год.

Самое главное в изготовлении оберегов — это светлое настроение. В плохом настроении обереги не делаются. Ведь оберег — это то, что нас оберегает. Давно известно, что от каждого человека, предмета исходит своя энергия. Поэтому,  какой энергией мы зарядим наш оберег — зависит только от нас. С каким настроением мы его сделаем, сколько вложим доброй энергии, тепла рук, света душевного, с такой силой он и будет охранять нас, наш дом и  жизнь. Сделаем добрый посыл — получим защиту и добро. Поэтому садиться за обереги можно только в хорошем настроении, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись на добрых помыслах. И еще, если делается оберег в подарок, то пока вы работаете над его созданием, следует думать о том человеке, для которого  он делается , важно ощущать его характер, энергетику, потребности, настрой и держать его образ перед мысленным взглядом. В таком случае наиболее вероятно, что сделанный вашими руками оберег будет действительно способен защитить, уберечь своего хозяина.

Занятие-беседа:

Знакомство с куклой «Морена»

Программные задачи:

Познакомить детей с куклой, рассказать, откуда взялась название и что оно обозначает.

На основе куклы формировать представление детей о том, как называли зимние месяцы в народе и почему.

Закреплять знания детей о приметах зимы. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление, речь.

Предварительная работа:

  1. Беседы с детьми о зиме, о ее приметах.

  2. Рассматривание иллюстраций.

  3. Чтение художественной литературы о зимних явлениях.

  4. Разучивание русских народных поговорок о зиме.

Материал:

  1. Книга Е.А. Глушко «Русские легенды и предания».

  2. Книга Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать».

  3. Цветные иллюстрации о зиме.

  4. Кукла «Морена».

  5. Тексты пословиц, поговорок, примет, загадок.

  6. Домовенок Кузя.

  7. Сундучок с загадками.

  8. Снежинки

Ход занятия:

На доске цветные иллюстрации о зиме.

Тройка, тройка – прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каком времени года эта загадка? Почему? (Ответы и рассуждения детей.)

Воспитатель: К нам на занятие обещал прийти Домовенок Кузя. Давайте его поторопим, а то занятие уже началось, а его все нет.

Дети постукивают пальчиками под крышкой стола. Появляется Домовенок Кузя с сундучком, здоровается с детьми.

Воспитатель: Что же ты, Кузя, опаздываешь?

Кузя: так ведь как холодно на улице, все кругом замело, снегу навалило целые горы! Насилу дорогу нашел.

Воспитатель: Так ведь зима же сейчас. Мы как раз только что с ребятами о ней говорили. Оттого-то и холодно сейчас. А ты разве ничего о зиме не знаешь? Хочешь, Кузя, дети тебе о зиме расскажут?

(Дети рассказывают о приметах зимы, называют зимние месяцы.)

Кузя: Теперь-то мне стало понятно. Вот почему меня послала к вам сама Морена, она погостить у вас собирается. Передала она вам вот этот сундучок с загадками и сказала, что эти загадки, если, конечно, вы их разгадаете, укажут вам путь-дорогу к ней.

Воспитатель: А кто такая Морена?

Кузя: Разгадаете загадки, доберетесь до нее, тогда и узнаете.

Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться к Морене? (Да.)

Воспитатель достает по одной загадке из сундучка, читает их детям и, когда дети ее отгадывают, показывает направление, в котором нужно двигаться. Куклу Морену воспитатель заранее прячет где-нибудь в группе.

Загадки:

  1. Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна (зима).

  2. Лечу, кручу, на весь мир ворчу (метель).

  3. Сам не бежит, а стоять не велит (мороз).

  4. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней).

Воспитатель: А тут еще задание: «Назови русские народные поговорки о зиме». Дети называют русские народные поговорки и объясняют их смысл.

Русские народные поговорки:

  1. Зима не лето: в шубу одета.

  2. Шубка зимой не шутка.

  3. В зимний холод всякий молод.

  4. Мороз не велик, да стоять не велит.

  5. Береги нос в большой мороз.

  6. Много снега – много хлеба.

Воспитатель подводит детей к месту, где спрятана кукла Морена.

Воспитатель: Ну вот, мы и пришли. Дальше пути нет. Ой, посмотрите, кто здесь!

Кузя: Это и есть кукла-зима, сама Морена.

Воспитатель показывает куклу Морену детям, дети рассматривают куклу, делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: Да, эта куколка кажется вся из снега, холода и темноты – настоящая кукла-зима. А почему она называется «Морена»?

Кузя: Слово «морена» от слова «мор», а мор значит смерть. Ведь зимой все вокруг кажется неживым, уснувшим, замерзшим. Ее образ связан с ритуалами умирания и воскресения природы.

Зимний месяц декабрь в народе называли «лютень», «студенец» за то, что в декабре мороз трескучий да холод лютый.

Месяц январь называли просинцем. А знаете почему? Да потому, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, «лед в просинь красит».

А уж февраль – ветродуй или вьюговей. В народе про месяц февраль говорили: «В феврале два друга – мороз да вьюга», «Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый».

Теперь вы поняли, почему куклу так называют? А вы, ребятки, боитесь зимы? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Да что ты, Кузя! Наши дети ничего не боятся! Мы надеваем теплые пуховички, сапожки да рукавицы и в любую погоду идем на улицу, в снежки играть да на санках кататься. Да и знаем мы, что после даже самой лютой и холодной зимы обязательно наступает весна, и время ее заканчивается.

Игровое задание: «Найди в наряде куклы зимние приметы»

(За каждый правильный ответ дети получают снежинку.)

Воспитатель: ну что, ребята, оставим Морену погостить у нас до весны? Вы согласны? Ну, только давай, Морена, с тобой договоримся, что ты сильно вьюжить да пуржить не будешь. Будь щедра на пушистый снег да на теплые деньки, чтобы нам больше гулять да зимними забавами наслаждаться.

Кузя: Так вы сами не зевайте. Зима же дает вам подсказки, какую погоду когда ждать. Надо только быть внимательными и наблюдательными. Вот, например, русские народные приметы:

  1. Был ночью иней – днем снег не выпадет.

  2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

  3. Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

  4. Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

Воспитатель: Ребята, куда же мы поместим нашу гостью Морену?

(Дети вместе с воспитателем находят в группе место для куклы.)

Кузя: Вы гуляйте. В снежки играйте, а я лучше за печкой весну дождусь. Приходите ко мне в гости в горницу коротать долгие зимние вечера.

Материал подготовили:

Околотина Ирина Васильевна – заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе МДОУ № 29.

Немзорова Ирина Дмитриевна – воспитатель МДОУ № 29.