План-конспект занятия по традиционным куклам.

«ВЯТСКИЙ ЗАЙЧИК».

Цель: обобщать и расширять знания по традиционной русской культуре, вести работу по формированию национального самосознания и бережного отношения к природе, развивать мелкую моторику рук, формировать навыки работы с лоскутом.

Тип урока: комплексный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный; самостоятельный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Материалы и инструменты:

лоскутки ткани,

нитки,

ножницы.

синтепон.

Наглядные пособия:

образцы кукол, пучок лыка, мочальная кисть, банка с золой,

инструкционные карты.

План занятия:

  I. Организационный момент.                                                                                     II. Повторение и обобщение знаний.
III. Усвоение новых знаний.
IV. Практическая работа.                                                                                         
V. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, сообщение темы занятия и плана работы.

Вступительная беседа

II. Повторение и обобщение знаний.

 

Учитель:  Как вы думаете, в какие игры игали ваши дедушки и бабушки? 

Иллюстрации известного  уральского  художника Леонида Павловича Баранова

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

СКАКУХИ, СКАКУЛИ, СКАКУШКИ

«Скакухи» — чисто девичье развлечение, во время которого можно было показать всему селу свою ловкость, проворство, да и другие качества.Устраивались они следующим образом: на «деревянный отрубок толщиною вершков 10-ти… кладется срединою доска аршин 5, по концам этой доски становится по девице и скачут попеременно, скоком поднимая одна другую кверху».
Так как зачастую в праздничные дни в деревнях устанавливали не один такой снаряд, а несколько, площадка с качелями представляла собой живописное зрелище. Девушки, играющие на разных досках, всячески пытались отличиться, показать себя: кто-то старался подпрыгнуть выше всех, кто – во время полета пробовал выполнить какое-нибудь замысловатое па. Скакание на доске было сопряжено с выполнением различных фигур, каждая из которых имела свое название, например, «сновать», «ткать», «кроить», «шить», «черепья собирать», «землю мерить», «полотенца дарить».
«Скакухи» устраивали только в короткий промежуток времени между Красной горкой и завершением сева хлебов.

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

Чехарда

Чехарда – широко известная и достаточно распространенная игра.
В прежние времена без нее редко обходились гулянья во дворе или школьные перемены.
Правила игры Чехарда очень просты.
На роль «козла» выбирается один из присутствующих игроков.
Он должен выполнять функцию гимнастического снаряда, носящего одноименное название.
Оставшиеся игроки должны по очереди перепрыгивать через него, во время прыжка помогая себе руками опираться о спину «козла».
Игрок, который совершил неудачный прыжок или свалил «козла», занимает его место, а бывший «козел» начинает прыгать вместо него.
С целью усложнения игры, вместо одного игрока-«козла», можно сразу выбирать нескольких.
Получается своеобразная «полоса препятствий», которую без ошибок должен преодолеть каждый прыгающий.
«Козлу» запрещается умышленно мешать прыгающему: уворачиваться или прогибаться.
Попробовав один раз поиграть в чехарду, дети (в основном, мальчики) потом с удовольствием начинают играть в нее каждый день.
Игра способствует развитию у детей быстроты, силы и ловкости.

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

Катание на санях

Санки, или сани, — это повозка без колёс на полозьях, скользящих по снегу. Сани возят лошади, олени, быки и даже собаки.
Слово «сани» происходит от «сань», что значит «змея». Ведь полозья имели сходство со змеёй. Сани также называли на Руси «возила», «дровни», «каптана» и «избушка».
Из-за плохих дорог, своей простоты и дешевизны на Руси сани были очень распространены. До начала XX века в болотистых и лесистых местах сани использовались даже летом.
Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них по одному, иногда по два человека.
Сани куда древнее, чем колесные повозки. Вначале были сани! Точнее, вначале была примитивная волокуша, потом повозку поставили на более узкие и гладкие полозья, что сделало скорость движения выше.   Сани были и остаются любимцами в России, где на добрых двух третях территории зима длится полгода или около того.
Кстати, из это вечной проблемы с погодой мудрые наши предки сделали забаву — катание на санях, запряженных тройкой и катание на санях с гор стали любимым народным развлечением, доступным всем — да и полезным. Для этих самых катаний с гор и придумали небольшие сани, то есть — санки.
Классические детские санки хранят в себе форму и суть исконных русских саней.

Катание на санях — Татьяна Николаевна Штель

В «городки» еще играли оренбургские казаки, и вот как это происходило:
Городки эти устанавливаются в станицах обыкновенно среди площадей из снега, в виде больших конусов, сажени 4-5 высотою и 2,5 — 3 в диаметре (прим. 1 сажень = 2,134 метра), напоминающих высокие стога сена, с почти отвесными боками. Городки возводятся заблаговременно, недели за две до масленицы, чтобы масса снега могла улежаться и окрепнуть. Вокруг они обносятся невысокими, 1,5 — 2 аршина (прим. 1 аршин = 0,711 метра) снежными валами.
В день назначенный для взятия городка, еще задолго до начала его штурма, вся площадь покрывается станичниками, их женами и детьми. Словом, тут собирается почти вся станица, что называется, и старый, и малый, — одни, чтобы принять участие в штурме городка или защитить его, а другие — посмотреть на сражающихся.

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

НАРОДНАЯ КАЗАЧЬЯ ИГРА «ВЗЯТИЕ ГОРОДКА»

Перед штурмом на вершине городка укрепляется флаг и возле него кладутся призы. Защитники, вооруженные большими деревянными лопатами, а иногда и ружьями, заряженными холостыми патронами, занимают места за валом, а предназначенные для штурма (желающие льготные и молодые казаки подготовительного разряда) отводятся от него сажень на 20 — 30 и выравниваются.
Когда все готово, распорядитель (обыкновенно станичный атаман) подает сигнал «шагом», а затем «карьер». По первому сигналу казаки начинают движение, а по второму с гиком бросаются в карьер нагородок. Но в тот момент, когда они подскакивают к валу, их встречают выстрелами и массой снега, который залепляет глаза и людям и лошадям и проводит в рядах атакующих замешательство: пугливые лошади бросаются в стороны, сбивая и других, а плохие ездоки летят кубарем в снег. Между атакующими и защитниками завязывается борьба. Первые стремятся проникнуть за вал к городку, а последние стараются не пустить их, пугая лошадей и забрасывая их снегом. Иногда перед валом в момент атаки зажигается еще солома.           Костюм масленичного атамана должен был чем-нибудь выделяться из общей массы его подчиненных, а потому составлялся своеобразно вкусу и фантазии каждого.
Масленичный атаман отвечал за порядок и наказывал ослушников нагайкой. Под его командой и брался «городок». Таков был обычай в некоторых станицах, расположенных по оренбургской линии.
Обычай «брать городки» существовал также у сибирских казаков. В Енисейской губернии, первыми поселенцами которой были сибирские казаки, игра «взятие снежного городка» в традиционном виде просуществовала до 1922 года.

Картина «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, представителя старинного сибирского казачьего рода.

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

Катание на коньках

На Руси коньки были известны с давних времен. Их делали из костей животных, но применяли редко из-за определенных неудобств, связанных с выбранным материалом. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавы. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче.

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

Лепка снеговика

На Руси, по одной из версий, лепка снеговика была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами — небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Считается, что русская снежная баба является остатком древних языческих ритуалов, хотя лепка снеговика — это традиционное занятие для всех народов, проживающих в снежных районах. Но на Руси снежная баба олицетворяла именно природных нимф — существ женского пола, которые падали после сражений с неба в виде снега, а затем по весне обязаны были растаять и вознестись обратно. Считалось, что сооружение снежных баб сократит холода и гарантирует летом осадки, что поможет собрать хороший урожай. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин — снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика — некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили.

Любовь до старости и старость в любви любовь, старость

 Учитель: А были ли у наших предков игрушки?

Дети: Были. Самодельные.

Учитель: Ну не только самодельные. Фабричное производство кукол началось очень давно – ещё 300 лет назад. Но далеко не все могли иметь дорогих покупных кукол. Поэтому чаще кукол делали дома. А как вы думаете, из чего можно было делать кукол в домашних условиях?

Дети: Из глины. Из соломы. Из дерева.  Из ниток. Из лоскутков.

Учитель: Правильно. Таких кукол вы все знаете (показывает кукол и называет): из глины – свистульки,

Филимоновские игрушки свистульки

из соломы куклы-стригушки,

Стригушки — танцующие куклы

деревянная кукла – матрёшка,

Полховмайданские матрешки

куклы из ниток и лоскутков.

Во время фольклорной экспедиции мастерица из села Шубное К.К. Лахина научила сотрудниц ВОЦНТ забытым приёмам изготовления старинной зольной куклы.

А ещё для изготовления кукол применяли лыко и золу. 

III. Усвоение новых знаний.

Учитель: Кто-нибудь знает, что такое лыко?

Лыко – это природный материал, его ещё называют мочало – это волокно, которое получают путём вымачивания из внутреннего слоя липовой коры. Мочало идёт на изготовление мочальных кистей, верёвок, мочалок (педагог показывает лыко, мочальную кисть, куклу, если нет лаптей, даже кукольных, можно показать иллюстрацию). Раньше из лыка плели лапти, небольшие короба и, конечно, делали кукол. Когда лыко заготавливают, дерево погибает, поэтому «драть» лыко можно только со спиленного дерева и расходовать лыко надо очень экономно, чтобы сберечь природу.

 Учитель: А что же такое зола?

Все вы видели деревенские дома. Чтобы было тепло, такие дома отапливаются печами. Топливо для печи – дрова. Когда дрова сгорают в печи остаётся зола – очень похоже на крупный песок (Педагог показывает баночку с золой). Золу использовали как удобрение на огороде и, даже, как моющее средство для стирки белья.

Если золу намочить, а затем дать ей высохнуть, то она станет твёрдой, как камень. Это свойство использовали, чтобы делать куклам головки (Педагог показывает зольную куклу, даёт детям потрогать головку).

Мы сегодня будем делать куклу из ткани. Посмотрите, пожалуйста, на этих кукол и попробуйте понять, как их делали? (Педагог показывает куклу-кувадку в двух вариантах).

Дети: Складывали. Сворачивали. Завязывали.

Учитель: Правильно. Вы назвали самые традиционные способы изготовления лоскутных кукол: сложить или свернуть, наши предки говорили «скрутить», и завязать ниткой – закрепить. Такие куклы называются закрутки. Кукол-закруток существовало и существует великое множество: страна у нас большая и в каждом регионе кукол крутили по-своему (Педагог показывает несколько кукол, можно иллюстраций).

Мы с вами сделаем куклу-зайчика. Его называют вятским, потому что делали таких зайчиков в Вятской губернии, сейчас это – Кировская область.

Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег.

Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал и ему не было страшно. К Зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет! Зайчик одевается на пальчик, и нужно держать его в ладошке, как бы загораживая от всех, так удобно с ним пошептаться о своих тайнах.

Словами заинька, зай, зайко русские называют огонь в разговоре с детьми. Связь с огнем обусловлена прыткостью Зайца в загадке: Он и бегат, как огонь. Колеблющееся на стене отражение солнечных лучей от воды или зеркала называется игрою зайчика, в курской губернии зайчики- синие огоньки, перебегающие по горячим уголькам. В народной памяти древние представления о солнечном золотом коне сохранились также в виде сказов о солнечных зайчиках, как о кониках, что солнышко выпускают.

Помимо солнечных зайчиков, доживших и до наших дней, заяц отождествлялся и с месяцем. В одной детской народной песенке он так и именуется — Заяц-Месяц:
Заяц-месяц
Сорвал травку,
Положил на лавку…

Заяц-месяц, белорусская игра (физминутка)

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:
Заяц-месяц, где был?
В лесу.
Что делал?
Сено косил.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Чур.
На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Учитель: А кто делал кукол? Пока дети маленькие, кукол крутили и шили матери, бабушки, старшие сёстры. Лет с пяти простейшую куклу могла сделать любая девочка. Детей специально обучали традиционным приёмам изготовления куклы. Сегодня мы с вами тоже научимся очень важному приёму, он называется – скользящая петля.

IV. Практическая работа.

Необходимые материалы и инструменты:

Х/б ткань длиной 20 см., шириной 7 см., нитки швейные, вата (синтепон), ножницы.

Правила работы и техника безопасности:

Подготовьте рабочее место. Экономно расходуйте материалы. Работайте аккуратно. Закончив работу, уберите своё рабочее место. Работайте спокойно и дружно.

Ход работы:

  1. Сворачиваем ткань вдоль длинной стороны пополам (показывает на своей работе), загибаем уголок и держим пальцами, обматываем нитью острые уголки и затягиваем, нить не отрезать.

  2. В образовавшийся мешочек кладём маленький шарик из ниток (синтепона), закрываем его тканью и сжимаем ткань ниже – получилась головка. Её тоже нужно закрепить: нитью, которая идёт от ушек, обматываем место шеи и завязываем петлю, нить не отрезать.

  3. Положить работу на стол (мордочкой вниз) и расправить оставшуюся ткань. Снизу вверх закатываем ткань в тугую скатку (показывает на своей работе) примерно наполовину.

  4. Приложить скатку к шейке (голова посредине скатки), прижать пальцами, работу держать на весу. Всё той же нитью закрепить скатку (ручки) у шейки, обмотав крест-на-крест (показывает на своей работе), затем сделать несколько оборотов нити вокруг туловища под ручками и завязать петлю, нить отрезать. Расправить зайчику «платьице».

Схема изготовления Зайца из платка

Рис. 1. Берём носовой платок, кладём его перед собой как ромб, противоположные уголки сворачиваем к середине.

Рис. 2-3. Получившуюся скатку складываем пополам.

Рис. 4. Завязываем узелок (он должен получиться немного выше середины, чтобы в

петельку вошел пальчик)– это будет головка Зайчика, из которой торчат ушки.

Рис. 5. Вот и готов наш Зайчик!

V. Контроль и оценка учителем работы учащихся.

Самоконтроль (сравнение), игры с зайчиками.

Литература.

  1. Дайн Г.Л., Дайн М, Б. Русская тряпичная кукла, М., «Культура и традиции», 2007.
  2. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла,

С-Пб, Издательство «Паритет»,» 2003

  1. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы, М., «Белый город», 2007.
  2. Новожилова В., Тренина С., Холодякова И. Русская народная игрушка, М., Издательство «Современное образование», журнал «Русская национальная школа» №1, 2009.

  3. Сахарова М.И. Традиционная кукла, М., «Росучприбор», 2001.

Источники  http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_tradicionnoy_kukle_quotvyatskiy_zaychikquot-44271.htm

http://shturmnews.info/content/glavnye-zimnie-zabavy-na-rusi-kak-sogrevalis-nashi-predki.html

http://amic-life.ru/esli-byi-u-kazhdoy-babushki-byil-takoy-dedushka-teplyie-kartinyi-leonida-baranova

http://zachaem-mt.ru/blog/43802192368/Kto-v-kuklyi-ne-igral,-tot-schastya-ne-vidal

http://www.rukukla.ru/article/mywork/dolls/Puppet_box_Bunny_on_finger

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=948.yQKYlfgtMTPxzolCfbWPCL42VMLyA7-L87L_KKMTP_BNlyHgXddKsNtrK0CMKldHg7jRFt2R3MTQOAFBVy3BQPqjgcGzc0LoG8Qun3U2N3baXzcyBAOoIKCbxlt-V6tI.7a3532846e2e4fcd5919a64aa69a4939073d9580&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcnVmdjdtZWJFQklZbkYtajA0YzlUQWJTM2VnWUFqbWpTTFJhZ2JrY2dSb0xKakVWV0RLUklRb0pBQ2FKZmtpem82bGVvZWxFUU0zUnNHTmhhWlVYSEo4cERxSWRyY0M2UEx2VGxTb0cxenY1ejRYR2p0OGgwUVlMZFZZRjRaVnRmLXotdldHUXNpTw&b64e=2&sign=a5cd789528c3ec6d8778bce9d6f8e7ca&keyno=0&l10n=ru